вода или волна?
"Размышления о Молохе", Скотт Александр
читать дальше
читать дальше
В некоторой конкурентной среде, оптимизация в которой идет в пользу некоторого Х, возникает возможность пожертвовать каким-то другим благом для повышения своего X. Те, кто пользуются ей — процветают. Те, кто отказываются — вымирают. В конце концов, все остаются на прежнем уровне относительно друг друга, но общее положение становится хуже, чем прежде. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока не останется ничего, чем можно было бы пожертвовать — другими словами, пока человеческая изобретательность не исчерпает все возможные способы сделать все еще хуже. Любой, даже самый посредственный писатель или философ, считает своим долгом написать собственную утопию. Многие из них и в самом деле выглядят вполне пригодными для жизни. На самом деле, даже если выбирать между двумя диаметрально противоположными друг другу утопиями, с высокой вероятностью любая из них будет выглядеть значительно лучше мира, в котором мы живем. Становится немного неловко от того, что даже посредственные мыслители способны придумать устройство мира получше нынешнего. Конечно, в большинстве случаев все не так просто. В Apocrypha Discordia говорится: Время течет подобно реке. Иначе говоря, под откос. Это видно по тому, как все вокруг стремительно летит под откос. Следовало бы оказаться где-то в другом месте, когда мы достигнем моря. Давайте попробуем воспринять эту шутку абсолютно буквально и посмотрим, что из этого выйдет. Прежде мы сравнили траекторию стимулов с руслом реки. Направление «под откос» подходит: ловушки появляются, когда возникает возможность обменять некоторую ценность на конкурентное преимущество. Когда это сделают все, преимущество исчезает — но пожертвованная ценность потеряна навсегда. Таким образом, каждый шаг в танце Плохой Координации делает вашу жизнь хуже. Однако мы не только до сих пор не достигли моря, но и, кажется, на удивление часто движемся вверх по течению. Почему положение вещей не ухудшается все больше и больше вплоть до выхода на уровень борьбы за выживание? Мне приходят в голову три плохих причины — избыток ресурсов, физические ограничения и максимизация полезности, плюс одна хорошая — координация. Общества, как и животные, эволюционируют. Те, кто выживают, порождают меметических наследников — например, благодаря успеху Британии появились Канада, Австралия, США и т.д. Таким образом, следует ожидать, что уже существующие общества так или иначе оптимизированы в сторону стабильности и процветания. Я думаю, что это один из сильнейших аргументов консерваторов. Так же, как и случайное изменение одной буквы в человеческом геноме будет скорее пагубным, нежели полезным (поскольку человек — сложная, тонко настроенная система, чей геном был оптимизирован ради выживания), большая часть изменений в нашей культурной ДНК будут разрушать те или иные институты, которые помогли англо-американскому (или любому другому) обществу превзойти своих реальных и гипотетических соперников. Либеральный контраргумент заключается в том, что эволюция — слепой безумный бог, который оптимизирует в пользу чего попало и не особо заинтересован в человеческих ценностях. Поэтому тот факт, что некоторые осы парализуют гусениц, откладывают внутрь них личинки, которые затем пожирают изнутри все еще живую парализованную гусеницу, не активирует моральный сенсор эволюции — просто потому, что у эволюции нет морального сенсора; ее это не заботит. Предположим, например, что патриархат способствует адаптивности обществ, потому что из-за него женщины могут целиком посвящать свою жизнь вынашиванию детей, которые затем могут заниматься продуктивной деятельностью и воевать — это не кажется мне чем-то совсем уж неправдоподобным; предположим даже для удобства, что так оно и есть. Даже с учетом этого процессы, которые движут социальной эволюцией и вынуждают общества принимать патриархат, столь же мало озабочены последствиями для морали и нужд женщин, как и процессы, которые движут биологической эволюцией и вынуждают ос откладывать личинки в гусениц. Эволюцию все это не волнует. Но это волнует нас. ...Позвольте мне сознаться в одном из грехов, в которых меня обвиняет Херлок: я — трансгуманист, и я действительно мечтаю обрести власть над вселенной. Не обязательно личную власть — ну, то есть, я бы не отказался, если бы кто-то предложил мне эту должность, но я не надеюсь на это. Мне просто хотелось бы, чтобы эта должность досталась людям, или чему-то, что уважает людей, или хотя бы дружелюбно относится к людям. Однако текущие властители вселенной — называйте их, как хотите, Молох, Гнон, Азатот, неважно — желают смерти нам и всему, что нам дорого. Искусству, науке, любви, нашему самосознанию — полному набору. И поскольку я не поддерживаю этот план, мне кажется, что необходимость победить их и занять их место имеет довольно высокий приоритет. Противоположность ловушки — сад. Единственный способ избежать постепенной утраты всех человеческих ценностей в процессах оптимизации и конкуренции — поставить Садовника надо всей Вселенной, который будет оптимизировать ее в пользу человеческих ценностей. Ожидать, что Богу есть дело до тебя, или твоих личных ценностей, или ценностей твоей цивилизации — вот высокомерие. Ожидать, что Бог будет торговаться с тобой, позволив тебе выживать и процветать в обмен на поклонение Ему — вот высокомерие. Ожидать, что тебе удастся огородить себе сад, где Бог не сможет добраться до тебя — вот высокомерие. Ожидать, что тебе удастся исключить Бога как фактор… ну, по крайней мере, можно попробовать. Я трансгуманист, потому что мне не хватает высокомерия, чтобы не попытаться убить Бога. После прочтения поэмы Гинзберга у всех возникает вопрос — что такое Молох? Мой ответ: Молох — ровно тот, кого этим именем называют учебники истории. Он — карфагенский бог. Бог детских жертвоприношений, огненная топка, в которую можно бросать своих младенцев в обмен на победу в войне. Везде и всегда он предлагает одну и ту же сделку: брось то, что ты любишь больше всего, в огонь, и я дам тебе силу. До тех пор, пока предложение открыто, ему невозможно сопротивляться. Поэтому нам нужно закрыть его. Только другой бог может убить Молоха. На нашей стороне есть один, но ему нужна наша помощь. И мы должны помочь ему. Молох — демоническое божество Карфагена. И мы говорим Карфагену лишь одно: «Карфаген должен быть разрушен». |
@темы: зал ожидания