вода или волна?
Опасность для здравомыслия со стороны конспирологических теорий не в том даже, что они делают из вас параноика. Опасность в их особом свойстве, позволяющем обходить скепсис: авторы этих теорий, по сути, не лгут. Они берут факты, - числа, даты, фотографии, - и лихо сворачивают их в параноидальное оригами, в центре которого - идея, например, о масонской ложе или магическом ковене. Не лгут, по крайней мере, самые грамотные из них. Приученный к нахождению злых предзнаменований взгляд мгновенно вычленяет отовсюду число зверя или влияние западных вредителей. Глядя на новый памятник, конспиролог сразу же находит замаскированный символ власти мирового правительства: треугольник. И попробуй оспорить, треугольник-то действительно в наличии, даже если это загнувшийся край флага. Градус притягивания разрозненных наблюдений порой зашкаливает. Но это конспирологические теории, взявшие в плотное кольцо политику и экономику. Есть особый, элитный сорт теорий, пролегающих в плоскости антропологии, психологии, медицины и прочих наук, которые, казалось бы, вполне науки и допускать подобного не должны. Но за всеми не уследишь. На выходе мы имеем биологов, прочитавших оглавление учебника в восьмом классе и с графоманской скоростью выдающих разного рода утверждения вроде "ВИЧ - это выдумка запада" или "Женщины глупы, ими двигает только материнский инстинкт". Так как автор по неким причинам все же имеет диплом специалиста в области, для теории одного только треугольника с глазом недостаточно. Вступает в силу навык маневрирования в море фактов и просто наблюдений вообще отовсюду: сгодятся и труды по анатомии 1853 года (ибо старость придает им флёр истинности), и сообщение на форуме таких же специалистов, как автор-кун. Есть еще один вид, вызывающий чуть меньшее недоумение: околофилософские теории. С одной стороны, обширность и непонятность философии, и, с другой, тот факт, что объектом изучения часто выступает человек (нам, как правило, нравится узнавать о себе что-то новое, желательно лестное), делают стену между ней и чем угодно другим почти призрачной. Философия свободно сплетается не только с антропологией и физикой, но и с оккультизмом или мифологией. Что получаем в итоге: хитрозакрученные статьи, доказуемость которых равна нулю. Зато владение их автором категориальным аппаратом всех гуманитарных (и не только) наук впечатляет. И любопытные идеи, которые проскальзывают на стыках - ни на какую научность они не претендуют, но трогают воображение. Числам в математике свободно прививаются сказочные атрибуты, понятие эйдоса мигрирует от вещного мира к последним кругам обобщения души. Тут и смелость преодоления границ, и словесные мостики, которые приведут куда угодно. Сложно судить, какова ценность подобных теорий для самой философии, но на одну дорогу с катализаторами воображения они встают бесподобно. |
-
Вообще-то пост был не об этом, но меня занесло.